Про модели платных обновлений программных продуктов

В недавнем посте про историю Shop-Script я упомянул о том, что переход на новую версию Shop-Script будет платным. Это вызвало небольшую дискуссию в комментариях и, надо сказать, неприязнь. Вполне естественно, ведь раньше владельцы лицензий Shop-Script никогда не платили обновления. Последнее платное обновление было в 2005 году — переход с более младшей версии Shop-Script PRO на появившийся тогда Shop-Script PREMIUM. И то это неправильно называть обновлением — это был апгрейд с одной редакции продукта на другую. Далее все обновления были бесплатными, в том числе и переход с Shop-Script PREMIUM на WebAsyst Shop-Script. Естественно, информация о том, что обновление планируется платное, было встречено без особого удовольствия. Немного расскажу о том, почему мы так делаем.

Из применяемых моделей обновления программных продуктов наиболее распространены и применяемы две модели. Первая модель предполагает фиксированную цену за лицензию на программный продукт, и эта цена включает в себя определенный период доступа к обновлениям (как правило, один год). Далее можно продлевать доступ к обновлениям по некоторой цене, которая составляет, как правило, 20—30% от стоимости лицензии. Вторая модель предполагает фиксированную стоимость лицензии и бесплатные обновления в рамках текущего поколения продукта.

Среди большинства популярных веб-продуктов (особенно, CMS-систем) распространена первая модель — с платным доступом к обновлениям. Мы же будем развивать наши продукты по второй модели.

Первая модель — модель экстенсивного развития. Предлагая платить за доступ к обновлениям, разработчик считает, что получит постоянный приток финансов от уже состоявшихся клиентов. Это работает некоторое время, однако, стимулирует разработчика делать обновления только в рамках удовлетворения пожеланий большинства клиентов, чтобы те продолжали покупать продление доступа к обновлениям. У разработчика нет стимула разрабатывать качественно новые поколения продуктов, потому что переход на них крайне затратен, а финансовая отдача от продажи обновлений останется та же, как если бы просто выпускать раз в несколько месяцев обновления класса «лишь бы было обновление». Развиваясь по этой модели развития, возрастает риск увести продукт не в ту сторону, в которую идет рынок. Напоминает плановую экономику.

Вторая модель стимулирует интенсивное развитие продукта — она стимулирует разработчика на внедрение инноваций, заставляет его бороться за покупателя. Сделаешь хорошо — продашь обновления. Сделаешь плохо — ничего не получишь. Только такая модель подвигает разработчика создавать следующие поколения продуктов, делать качественно новые продукты, а не раздувать функционал до тех пор, пока продукт не лопнет.

Жизнеспособность и действенность этой модели подтверждается богатым опытом «продуктов-монстров»: операционных систем Windows, Mac OS, графических редакторов Photoshop, офисных пакетов и т.д. Все эти продукты развиваются по второй модели. Если ты купил Windows XP, то получаешь все сервис-паки бесплатно, они делают твою систему стабильной, но в целом ты остаешься всегда с тем же продуктом. На новые поколения продукта (Vista, Windows 7) переходишь, только если они тебе нравятся.

Первая модель применима к сервисам аренды некоторого ресурса (например, для хостинга, веб-сервисов), но не к владению программными продуктами.

Мы тоже выбираем для Вебасиста вторую модель, и поэтому уже сейчас говорим о том, что переход на новый Shop-Script будет платным. В данный момент мы еще обсуждаем условия перехода и скидки, предусмотренные для владельцев лицензий на приложения WebAsyst текущего поколения. Безусловно, скидки будут. Только развитие по второй модели будет давать дополнительный стимул на создание качественно новых продуктов. Мы будем пытаться «прыгнуть через голову», сделать то, что опередит время.